В любом случае процесс индивидуальной адаптации возможен в результате длительного и многократного воздействия функционального раздражителя: физических упражнений, температуры внешней среды, сниженного парциального давления кислорода и др. В специальной литературе содержатся указания по частной методике обучения физическим упражнениям и тренировки онлайн в домашних условиях, закаливанию и акклиматизации. Практическая реализация этих указаний подчиняется некоторым общим положениям или принципам. Таких общих принципов три- повторность, постепенность и индивидуализация.
Принцип повторности
Состояние тренированности возникает в результате многократного повторения физических упражнений общего и специального характера в зависимости от вида спорта.
Очевидно, что при этом повторении каждое предыдущее тренировочное занятие оставляет в организме следовое последствие, на которое наслаивается следовой эффект последующего занятия. Наличие следовых эффектов в живых тканях и органах бесспорно, в противном случае невозможно было бы обучение, воспитание, развитие и какое- либо направленное изменение в органической природе.
По И.М. Сеченову, значение следовых эффектов заключается в том, что они связывают однородное предыдущее с последующим. С позиций учения о следовом последствии методика учебно-тренировочных занятий представляет собой педагогическую организацию следовых явлений, а принципы тренировки- это прежде всего физиологические принципы организации следового последствия. Различные методы развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости)- повторный, переменный, интервальный, равномерный, темповый, контрольный до отказа и др.- предусматривают только один путь- многократные повторения физических упражнений.
Однако кардинальный вопрос практической реализации принципа повторности связан не столько с количеством повторений тренировочных занятий, сколько с длительностью интервалов отдыха между двумя смежными занятиями, соревнованиями и пр. Суть и сложность вопроса заключается в том, что в процессе выполнения физических упражнений в организме формируется не только прогрессивное следовое последействие в виде расширенных функциональных возможностей, но одновременно и утомление различной глубины и длительности. Поэтому повторение нагрузки должно осуществляться через интервалы отдыха, достаточные для ликвидации утомления при сохранности следового эффекта.
В результате изучения динамики восстановительных процессов после тренировочных занятий и соревнований установлены следующие три фазы состояния организма: пониженной работоспособности, повышенной работоспособности и возвращения работоспособности к исходному уровню.
Повторные упражнения или тренировочные занятия с этих позиций целесообразно, как правило, выполнять во второй фазе- в фазе повышенной работоспособности.
В некоторых случаях в целях усиления стимулирующего эффекта упражнения допустимо повторение нагрузки в первой фазе- пониженной работоспособности, в состоянии умеренного утомления.
При реализации этих положений следует учитывать, что в детском и подростковом возрасте период восстановления работоспособности длиннее, чем у взрослых.
Если вы не можете понять, как делается то или иное упражнение, советуем посмотреть упражнения для рук в видео формате. Думаю многие ваши вопросы, с этим, удастся разрешить.