Методика социометрии

Социометрическое исследование – это довольно эффективный способ исследования социальных взаимоотношений в группе. Его разработал Дж. Морено, и теперь психологи многих стран применяют его для исследования межличностных отношений в разных социальных группах.

Метод используют, как для изучения групповой динамики в школе, так и для более серьезных исследований – например, анализа взаимодействия членов производственного коллектива. Очень интересные результаты дает социометрия для дошкольников, выявляя симпатии и антипатии малышей. Результаты исследования дают возможность психологу создать коррекционный план, который поможет детям пройти нелегкий путь социальной адаптации.

Исследование межличностных отношений в группе позволяет выявить напряжения, конфликты, социальные роли каждого из ее членов, а также микрогруппы и их отношения внутри всей системы. Например, социометрия класса позволяет выявить результаты для последующей коррекционной работы. Как известно в любом коллективе всегда есть лидеры и изгои. Но во взрослом обществе отношение к изгоям не такое жестокое. А по отношению к лидерам не присутствует такое беспрекословное подчинение.

Методика исследования основывается на процедуре, которая может проводиться в различных вариациях. Однако основа, на которую опирается социометрия Джорджа Морено, остается неизменной. Основа эта – исследование микрогрупп и их противоречий.

 

В процессе проведения тестирования каждому члену группы предлагается назвать в порядке предпочтения тех ее членов, с которыми хотелось бы взаимодействовать в рабочем (учебном) смысле, а также на личном уровне. Например, вопрос может звучать следующим образом: "Назовите трех одноклассников в порядке предпочтения, с которыми бы вы выполняли домашнее задание".

Далее членам группы предлагается ответить на тот же вопрос, но в негативном ключе: "Назовите трех одноклассников в порядке предпочтения, которых бы вы точно не пригласили на день рождения".

Результаты социометрического исследования выводятся в отдельную таблицу и предоставляются графически в виде социограммы. За счет количества и качества ответов, определяются взаимные выборы и статус каждого члена группы. Социограмма показывает наиболее и наименее влиятельных членов группы, а также взаимосвязи между минигруппами.

С помощью данной методики также определяется индекс сплоченности группы и индекс экспансивности, который считается в соответствии с количеством ее членов, которые нуждаются в общении.